Конспект. Лекция 4. О движении помыслов и борьбе с ними.

О движении помыслов и борьбе с ними.

Теоретическая сторона дела. Есть разум и есть рассудок. Их смешивать никак нельзя. Отсюда берут начало два пути образованности или просвещения. «Две образованности, — говорит Иван Киреевский, — два раскрытия умственных сил в человеке и народах представляет нам беспристрастное умозрение, история всех веков и даже ежедневный
опыт. Одна образованность есть внутреннее устроение духа силою извещающейся в нем истины; другая — формальное развитие разума и внешних познаний».

I . О природе или об источниках происхождения по-
мыслов.

Помыслы в человеке бывают от Бога, естества и ди-
авола. Но различать без ошибки в каждом отдельном случае
природу помысла может только ум, очищенный от страстей. А пока человек, хотя бы он и величайшим психологом или психиатром в миру сем считался, работает греху, до тех пор, как говорит св. Варсонофий Великий 18 , «будет поруган демо- нами и впадет в обольщение, поверив им, потому что они из- меняют вещи, как хотят, особенно для тех, которые не знают козней их». Для новоначальных, но все же имеющих хоть немного духовного опыта и чистоты сердечной, достаточно будет знать, что те помыслы, которые вносят мир и успоко- ительную радость в сердце (причем может быть одновремен- но и скорбь), суть от Бога, а те, которые влекут за собой смущение (обычно тонкое) или нестройную радость, — ди- 19 авольские Во всяком . случае, их нужно строго контролиро- вать Священным Писанием и усердной молитвой к Богу о 20 просвещении свыше (и старческим советом, о чем будет сказано дальше). При этом нужно добавить, что сомнение (в источнике помысла) может быть только в том случае, если человек живет воздержно и старается в свою меру исполнять заповеди Божий, а если он постоянно сам на себя навлекает страсти и разжигает их, то нечего тут и пытать, откуда у него помыслы, — во всяком случае, не от Бога.

II . О движении помыслов и борьбе с ними.

Физиологические . Так, зловредное действие телесной
страсти очень часто рождается от тех или иных ощу-
щений. «Часто худые помыслы, — читаем в досточудной
Лествице преподобного Иоанна 21 , — получают вход в серд-
це от приятного взгляда, или от осязания руки, или от обоня-
ния благовония, или от слышания приятного голоса». Здесь
возгорание чуть ли не всех пяти чувств является ближайшей
причиной и проводником для блудных помыслов, воз- бужда-
емых любимым или посторонним человеком. Если бы наши
чувствия были, как у совершенных людей, обучены долгим
учением в рассуждение добра и зла, как говорит божествен-
ный Павел, то ничего бы плохого с нами не слу-
чилось.
«Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла«. Евр.5 12-14

Но доколе мы находимся в страстях, дотоле на нас
будут действовать страстно и окружающие мирские предметы 22
сами по себе иногда не могущие действовать активно на , человека. (Например, золото, предметы роскоши, будучи не- одушевленными, конечно, не могут возбудить в нас такую же страсть, как живой человек; святые видят в золоте просто ма- 23 териальную вещь, подобную булыжнику или навозу а не , относятся к нему, как к предмету, за который можно купить 24 ) славу, почет, положение и т. д. Вот почему все святые в один голос настаивают, что- бы подвизающийся, в первую голову, удалил от себя причи- ны (залоги) страстей, то есть внешние предметы, имеющие силу в плотских и новоначальных людях возбуждать незакон- 25 ное движение помыслов . Этим часто пользуются ловкие кокетки и опытные во- локиты, что еще и Ювенал с Овидием чуть не до Рождества Христова отметили.

Французский психиатр Флери говорит об этом в своих лекциях: «…посмотрите, что подсказывает ей [кокетке] в таких случаях безошибочный женский инстинкт. Прежде всего,
чтобы выставить в полном блеске все свои чары, она начинает
наряжаться; затем устраивает так, чтобы почаще видеться с
предметом своих мыслей, почаще попадаться ему на глаза:
нужно, чтобы ее присутствие сделалось для него привычным
и, следовательно, необходимым, нужно, чтобы, ожидая встре-
тить ее и не встретив, он удивлялся и страдал. Наконец, она
старается возбудить чувство ревности, дать вам понять, что
она — неоценимое сокровище, которым могут завладеть дру-
гие, если вы вовремя не протянете за ним руку…»
Впрочем, нет нужды приводить много неполезных
свидетельств; в каждом обществе их достаточно, хотя прос-
тушки-барышни и «скромницы» не способны, к счастью, ис-
пользовать подобные приемы в полном объеме. Это дело ге-
роинь психологических романов. Здесь же у меня простое
констатирование фактов и называние вещей своими именами.
Речь ведь идет о женщинах особого класса и притом как об
орудиях греха, а не о женщинах вообще. И тот
же Даниил Заточник, ругавший «злых жен», не менее
нас знал, кому, начиная с Богоматери и всего сонма ветхо- и
новозаветных женщин, он обязан благодатной жизнью.

Психологические.

Помыслы могут возникать в нас и без всякого внешнего возбуждения, произвольно, то есть подчиняясь и управляясь изнутри своими собственными зако- нами, и непроизвольно, рождаясь под влиянием добрых или лукавых духов.
1. В первом случае, произвольно, мы имеем воспроизведение помыс-
лов по законам некой тесной связи между собою (так называ-
емой в психологии «ассоциации представлений»).
Здесь вся задача подвижников всегда состояла и состоит в стремлении разрушить в себе засилье худых мыслей и
восставить на их место новые, чистые и добродетельные.
Сподобившиеся получить это благодатию Божиею чрез боль-
шие труды достигают того, что те предметы, которые раньше
влияли на них дурно, теперь совсем не производят никакого
впечатления или производят только одно хорошее.
Об этом именно говорит следующее место из небошест-венной Лествицы :
«Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или
духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви
божественной и слез; между тем как в сластолюбивых воз-
буждаются совсем противные чувства». Св. Иоанн и пример
приводит: «Поведал мне некто об удивительной и высочайшей
степени чистоте. Некто, увидев необыкновенную женскую
красоту, весьма прославил о ней Твор-
ца и от одного этого видения возгорел любовью к Богу и
пролил источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что
иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно
послужило к получению венца славы» .

Так как воспроизведение прежних впечатлений проис-
ходит посредством памяти, то понятно, что святые ее охра-
няли всеми способами и силами. Раз они вступили на путь
спасения, то зорко следили за собой, что должно им запоми-
нать из встречающегося в жизни и чего не должно, и если
добрый помысл приходил на ум, принимали его, а если нет,
то раньше, чем он обозначался ясно в поле сознания из сок-
ровищницы памяти, гнали уже его всеми силами обратно или
брались тотчас же за усиленную молитву к Богу, чтобы он не
вспоминался и не появлялся. Пример первого отношения
представляет Арсений Великий, который на просьбу прибыв- шей к нему издалека знатной девицы помолиться о ней отве- тил словами: «Молюсь Богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе». Старец хотел этими словами, не поня- тыми сперва ею, сказать, что он всячески постарается уничто- жить в своем уме ее внешний облик, но будет помнить о спасении ее души.
Но как уничтожить в себе худые воспоминания?
Единственное и верное средство — это насадить в душе у себя память смерти и память Божию.
Но нужно знать, что этим можно только устранить представление о прежних
впечатлениях из поля сознания, но не изгладить их начисто из
памяти.
Наряду с памятью важную роль играет, при воспроизведении умственных образов, воображение. В некоторых случаях границы их так тесно соприкасаются друг с другом, что
трудно отличить, где кончается одна и начинается другое.
Начнёт человек что-нибудь рассказывать, например, как он
видел на улице такого-то и о чем с ним говорил, и тут же,
припоминая, воображает несуществующие фразы, сочиняет на
ходу отдельные мысли, и получается совершенно или отчасти
ложный факт, причем рассказчик вовсе не думал лгать или
клеветать на своего собрата. Так рождаются всякие «утки»
(газетные), «верные слухи», «молва» о чем-либо.

Для спасающихся деятельность воображения опасна в
двух случаях: 1) когда направлена в молитве на предметы, к 35 и 2) когда вырождается в которым обращено внимание свой низший вид — фантазию. У молодых девиц а сейчас и молодых людей вошло в обычай Строить «воздушные замки», читать «романы» и проч. — вот в чем проходит у многих большая часть дня. Это — очень вредная вещь, называется в аске- ти-ке праздномыслием, и за нее человеку придется великий отчет Богу дать.