Этика труда. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.

Все новые положения о человеке, мы должны проверять в свете Священного Писания, поэтому согласно нашей матрице мы собрали и классифицировали данные Нового и Ветхого Завета. И рассмотрели их в свете толкований святых отцов, живших в это время: свт. Филарета (Дроздова), свт. Феофана Затворника, прав. Иоанна Кронштадтского, и профессора Александра Павловича Лопухина.

1.1       Внешние факторы

1.1.1    Общество

  • Новый завет

Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15:33).

Свт. Феофан Затворник.

Злые беседы растлевают ум, изгоняют добрые нравы. Растлевают добрую жизнь. Не заблуждайся и не впадай в обман. И тем более вина лежит и на тебе, не вини в своих дурных делах других.[1]

Проф. А.П. Лопухин.

Апостол призывает слушателей быть осторожными в сношениях с язычниками. Что вносило сумятицу в умы христиан[2].

  • Ветхий завет.

… Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев. 19:13).

В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха (Втор. 24:15).

Проф. А.П. Лопухин.

Здесь происходит раскрытие восьмой заповеди Закона Моисея, заповеди против присвоения чужой собственности, во всех её проявлениях «тайное похищение, явное с насилием (грабёж), хитрый обман с ложною клятвою, несправедливая задержка платы подёнщику»[3].

Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова (Втор. 33:4).

Проф. А.П. Лопухин.

Моисей приносит народу волю Божию, не мыслимую без доверия Моисею, без авторитета в народе к нему. Моисей приносит народу откровение[4].

Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его (Иер.22:13).

Проф. А.П. Лопухин.

Проявление власти, особенно царской, не в дорогом строительстве, не в расточительстве, как в иных деспотиях. Царская власть Иудеи заключается в знании Бога, а значит, в заботе о бедных и сирых[5].

1.1.2    Собственность.

  • Новый завет.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19:23).

Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
(Мк.10:24).

Свт. Феофан Затворник.

Не в богатстве вина, а в уповании на него. Богат тот, кто уповает на Бога. И здесь нужно понимать не только богатство, но и связи, род, чины и прочие.[6]

Проф. А.П. Лопухин.

Златоуст говорит, что «Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в Царствие Небесное богатому, то что сказать о любостяжателе?» Опыт, однако, показывает, что многие богатые бывают более истинными христианами, чем бедняки. Дело, следовательно, не в богатстве, а в отношении людей богатых ко Христу и Евангелию. В лучших кодексах слов «надеющимся на богатство» — не имеется, Господь говорит, что доступ в Царство Небесное труден вообще[7].

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20:10-16).

Проф. А.П. Лопухин.

Апостолы на вопрос кто может спастись, получают ответ, что им будет награда, и не только им, но и всем оставившим свои дома и последовавшими за Христом. Автор толкования настаивает на особом буквальном истолковании, без излишних отвлечённостей. Доброту и благость Верховного Домостроителя, вот что показывает притча. Первые не должны равняться на последних, даже если плата здесь будет равна[8].

Но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода (Мк.4:19).

Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1Тим.3:4,5).

Свт. Феофан Затворник.

Управление домом, управление епископское, несовместимы по размерам, но в управлении имеют те же приёмы. «То же говорят и внешние, что хороший домоправитель скорее может сделаться хорошим правителем дел гражданских, (святой Златоуст)»[9].

Проф. А.П. Лопухин.

Церковь — семья большая. Кто неспособен управиться в малой, как может управлять большой. От главы семейства требуется честность, он должен блюсти достоинство[10].

Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого
(Деян. 2:44,45).

Прав. Иоанн Кронштадтский.

«Что скажут об нас нехристиане, живущие с нами в одном городе, видя наших нищих без приюта, без одежды и без дела?.. Не осудят ли нас в жестокости и несоблюдении правил нашей веры? Не будут ли произносить нарекания на самую веру нашу? Теперь знают из газеты […] многие во многих городах России, сколь велика бедность в нашем городе, и будут ожидать известия, что мы сделали для наших нищих? Насколько милосердие проникает жителей города Кронштадта? Насколько Евангелие Христа Спасителя имеет действие на сердца его жителей»[11].

Проф. А.П. Лопухин.

Первая христианская община не отвергала собственность, а совершенно бескорыстно распределяла её между нуждающимися, сколь долго это продолжалось неизвестно. Возможно, проблемы и неудобства с таким способом владения связаны с ростом христианской общины. Что демонстрирует случай с Ананией и Сапфирой[12].

  • Ветхий завет.

Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня (Лев. 25:23).

А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью (Лев. 25:44,45).

Проф. А.П. Лопухин.

Сей порядок землевладения, с неотчуждаемой земельной собственностью, зиждется на теократическом принципе Израиля, земля во владении Бога. Народ Божий — лишь странники, пришельцы, они не распоряжаются собственностью. То же должно быть и по отношению к своему народу, ибо вы братья. Эти законы не распространяются на соседей. Но юбилейный год уравнивает рабов чужеземцев с народом Божиим. Юбилейный год раскрывается в пришествии Господа нашего Иисуса Христа, он «проповедал всем людям «лето Господне приятное»[13].

Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело! (Еккл.4:8).

И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий (Еккл.5:18).

Проф. А.П. Лопухин.

«Показав суетность богатства, Екклесиаст возвращается к своему выводу, что самое лучшее в жизни — наслаждаться добрым трудом и пользоваться земными благами в той мере, в какой посылает их Бог, не обременяя себя мучительными заботами о приумножении богатства»[14].

1.1.3    Физический труд.

  • Новый завет

Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие (1 Фес. 2:9).

Ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались (1 Фес. 4:10-12).

Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3:8-10).

Свт. Феофан Затворник.

Апостол напоминает, чтобы мы непрестанно были в труде, ни минуты в праздности. Никого не отяготили своим содержанием. Но особое внимание уделяет на проповеди. Творите, и пусть первоисточником всего будет Господь. Продолжайте трудиться, не забывайте о своих домашних делах, ведите жизнь спокойную. Старайтесь не полагаться на благотворительность других.[15]

Имея силы содержать себя, стыдились работы, и объедали других. Не поступайте так, призывает апостол. И сам первым показывает пример. Сей призыв можно перетолковать, но примером сам Павел. «Труд — общая всем епитимия, в Адаме на всех наложенная: в поте лица твоего снеси хлеб твой», (Быт. 3, 19). Под условием пота и хлеб даётся ему вкушать. Итак, труд, телесный или духовный, неизбежно обязателен для всякого. Никого не увольняет от него Апостол. «Кто не хочет трудиться, кто бы он ни был, — богатый ли или бедный, ниже да ест, тот если и ест, ест с насилием совести, с грехом»[16]. Но апостол направляет речь против ленивцев, а не против благотворителей.

Проф. А.П. Лопухин.

Апостол показывает на своём примере и даёт пример образца трудолюбия, и стремится избежать обвинения в свой адрес в «корыстолюбии». На своём примере апостол призывает христиан к чистой, тихой и скромной жизни. Братска чистая любовь утешает их. Но из-за обильной благотворительности появились некие, которые стали жить за счёт благотворительности ссылаясь на грядущее Второе пришествие, подрывая благочестивый авторитет христианской общины.

От бескорыстия и собственной незаинтересованности в получении денежной прибыли, апостол раскрывает принцип трудовой жизни в её независимости. Что бы ничего не встало преградой к Благовестию[17].

Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками (1Кор.4:11,12).

Свт. Феофан затворник.

Трудимся своими руками, где остановимся, опять принимаемся за работу. Где бы мы ни останавливались, мы не являемся обузой, преодолевая все тяготы.

«Какая тяжелая доля! Но в уверенности, что так Бог судил, и в убеждении, что иначе невозможно быть устроену спасению мира, чего ради и Сам Господь не имел где главу подклонить,– мы несем свою долю благодушно и с радостию,– «не только не ропщем, но и радуемся, и тем, которые делают нам зло, воздаем добром,(святой Златоуст)» [18].

Проф. А.П. Лопухин.

Апостол не боится предстать безумцем, проповедуя Христа распятого. Не как мудрые философы, но как отец духовный в трудах и заботах[19].

Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4:28).

Свт. Феофан Затворник

Святой Иоанн Златоуст отмечал, что ветхий человек лжив, памятозлобен и подвержен греху воровства. Большой, шумный город благоприятен для развития этого греха. И грех этот порождает праздность. Делать благое не значить делать только добрые дела. Но иметь доброе дело, или ремесло. И главная цель труда — помогать другим. И тогда труд благословен Богом, «Все — к Богу, и все от Бога»[20].
Проф. А.П. Лопухин.
Апостол указывает на падение нравов у язычников, пристрастие к воровству. Трудиться честно, чтобы помочь другим. Что дурные нравы не развращали христианское общество[21].

  • Ветхий завет.

Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы (Исход. 34:21).

Проф. А.П. Лопухин.

«Шесть первых дней — время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела». Именно в этом выражается избранность народа Божьего, а из него вытекает служение Иисуса Христа[22].

Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе (Прит. 12:9).

Проф. А.П. Лопухин.

В ряде домашних благ особо выделяется и похваляется трудолюбие обычного человека, и осуждается призрение к труду и леность[23].

Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера  (Пс. 103:22,23).

Проф. А.П. Лопухин.

«С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи»[24].

1.1.4    Право рождения.

  • Новый завет.

Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7:20).

Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7:23).

Свт. Феофан Затворник.

«Эту заповедь напечатлеть в уме и имел он в виду; для того и примеры приводит. Какой род жизни имел ты, в каком классе состоял, в каком состоянии находился, когда уверовал, в том и оставайся. Призванием называет он приведение к вере»[25].

Рабство нужно понимать не телесное, но душевное, нравственное. А это рабство страстям, миру и диаволу. От этого рабства освобождение христиане получили в Господе Иисусе Христе.

Проф. А.П. Лопухин.

Вы призваны в разном звании как обрезанные, так и необрезанные, внешние обстоятельства не помешали услышать призыв Божий. Это не только не помешало, но и содействовало этому. Нет особой нужды менять это.

А потому нет разницы раб ты или свободный. Но особо важно, что внутри у тебя, и то, кому ты служишь: Богу или человеку.[26]

  • Ветхий завет.

«Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника»?

(Иов 7 :1)

Свт. Иоанн Златоуст.

Разве не тяготы и краткость нашей жизни, удел человека? Человеческая жизнь подобна беглому рабу. И если жизнь подобна испытанию, важно не впасть в искушение. Необходимо терпеть, ибо таково устройство вещей.[27]

Проф. А.П. Лопухин.

«Счастье невозможно в настоящее время. Земная жизнь человека тяжела, как военная служба, как лишённое свободы и полное труда существование наёмника; положение же Иова ещё тяжелее»[28].

1.1.5    Свобода и необходимость (насилие).

  • Новый завет.

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31,32).

Проф. А.П. Лопухин.

«Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, какое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твёрдое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещённой Христом истины»[29].

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12).

Свт. Феофан Затворник.

Свободу человека ограничивают два фактора: польза для человека, и независимость от чего-либо. Человеку свойственно заботиться о теле, но необходимо помнить и о душе. Апостол ставит второе выше первого, а значит, полагает заповедь строгого самоограничения.

Человек — раб привычки, а значит, необходимо отказываться от чувственных удовольствий, останавливаться только на необходимом. Св. Иоанн Златоуст говорит только о чреве: либо ты возьмёшь над ним верх, либо оно над тобой.[30]

Проф. А.П. Лопухин.

Касаясь темы свободы человека, христианина, апостол учит о вещах, к которым закон Моисеев был строг, но они не несли нравственного характера. И человек делает неправильный выбор: что не запрещено, все позволено. Опасно попасть в сети страстей[31].

Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1 Кор. 7:21,22).

Свт. Феофан Затворник.

Если ты имеешь веру, то рабство не пугает тебя. Благодать не разделяет на свободного и раба. Ибо свободу ты получаешь, если совершенно предаёшь себя Господу. Вот истинная свобода, внутренняя, а внешняя свобода не имеет значения.[32]

Проф. А.П. Лопухин.

Евангельское Благовестие не стремится уничтожить отношения, существующие между людьми, удивительный апостольский взгляд на проблему рабства. Он смотрит глубже, в сердце человека, и видит тот подвиг, что совершает человек, будучи рабом. Первая задача человека -внутренняя свобода[33].

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести (1 Кор. 9:19).

Св. Феофан Затворник.

Свободен от людей, а поработил себя людям.[34]

Проф. А.П. Лопухин.

Самоотречение апостола охватывает всю его жизнь, всю его деятельность на поприще Благовестия. Он отказывается от своего права, если это поможет другому. Подчиняясь другим, он помогает верующим принять Христа[35].

Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? (1 Кор. 10:29).

Свт. Феофан Затворник.

В действиях своих чужого совесть сберегай, а своим убеждениям не изменяй. Бог сделал тебя свободным выше всего языческого, и тленного. Но чтобы они не осуждали тебя, а через тебя и Бога, не давай им этого повода. А это и тебя освободит от всяких страхов.[36]

Проф. А.П. Лопухин.

Совесть сильного верой, отказавшегося от чего либо ради слабого верой, -это не отказ от своих убеждений и не отказ от своей совести, но соизмерение последней с требованиями совести слабого. Не должно быть пустых пререканий между христианами, это унижает веру[37].

  • Ветхий завет.

И освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя (Лв. 25:10).

Проф. А.П. Лопухин.

Всякая деятельность человека должна оцениваться с точки зрения нравственности. Требование любви — справедливость, равное для всех исполнение закона, а в ответ Иегова благословляет всякую деятельность человека. Как указывалось выше на толковании юбилейного года, указании на пришествие Иисуса Христа и его деятельность на земле[38].

Тогда праведник мог бы состязаться с Ним, — и я навсегда получил бы свободу от Судии моего (Иов. 23:7).

Проф. А.П. Лопухин.

Сомнение в примирении с Богом призрачны. Господь услышит страдальца, и если он праведник, то получит свободу[39].

Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих (Пс. 118:45).

Вы ныне обратились и поступили справедливо пред очами Моими, объявив каждый свободу ближнему своему, и заключили предо Мною завет в доме, над которым наречено имя Мое (Иер. 34:15).

Проф. А.П. Лопухин.

Дав обещание отпустить братьев своих из рабства пред нависшей угрозой, евреи передумали после снятия осады города. За что пророк предвещает гнев Божий. То, что ты сделал праведно, угодно в очесах Божиих[40].

1.2       Внутренние факторы

1.2.1    Миросозерцание. (Образ Божий)

  • Новый завет.

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6:26).

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Лк. 12:27).

Проф. А.П. Лопухин.

Святые отцы аллегорически истолковывали этот текст. «И так что же?- спрашивает Златоуст, — не нужно и сеять? Но Спаситель не сказал: не должно сеять и совершать полезный труд, но что не должно быть малодушным и бесполезно предаваться заботам»[41]. Господь не призывает жить нам подобно птицам, но напоминает нам о заботе о каждом из нас. Промысел Божий о человеке, вот что должно утешать отчаявшегося человека, и напоминать успешному. Человеческие украшения часто уступают тому, что создано в природном мире. Взгляни на это, маловер[42].

Свт. Фоефан Затворник.

Трудись, продолжай трудиться, уповай на Бога. Жди успеха от Бога, в его руки предай себя. Все, что получаешь, принимай из Его рук.[43]

Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое (Иак. 4:15).

Проф. А.П. Лопухин.

Религиозный правильный взгляд на труды и на всю жизнь человека. Лишь гордый нелепый человек может мыслить себя творцом своей жизни[44].

Прв. Иоанн Кронштадтский.

Жизнь наша кратка, мы не можем знать, будем ли мы жить завтра. Вот побуждение для нас: жить достойно, благоразумно.[45]

  • Ветхий завет.

Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек (Втор. 8:3).

Проф. А.П. Лопухин.

«Увещевание быть благодарными и послушными Богу», помнить, что «не одним хлебом (произрастающем естественным порядком) живет человек, но всяким, являющимся по слову благого и всемогущего Господа»[46].

…На Господа Бога нашего мы уповаем… (4 Цар. 18:22).

Проф. А.П. Лопухин.

Речь Рабсака о неспособности земных властей противостоять воле Божией, и даже неспособности исполнить предсказанного пророком Исаией — образец ораторского искусства, обращена к массе народной[47].

1.2.2    Сострадание (нормы морали).

  • Новый завет.

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

Филарет (Дроздов) свт.

Человеку благотворительному усвояет Господь особую благодать благополучия. Мы не можем ясно видеть этого, но то верно и явно, особо являемое Священным Писанием. Человек, сохраняя образ Божий в себе, радуется в себе этому.[48]

Проф. А.П. Лопухин.

Успех проповеди апостола в его бескорыстии. Апостол демонстрирует высоту нравственную и не отвергает мзду за труды человеческие[49].

1.2.3    Наслаждение от труда.

  • Новый завет.

Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10:10).

В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом (Лк. 10:7).

Прв. Иоанн Кронштадтский.

Дело апостольское – великое и достойное, и предаться ему нужно полностью, но для тех, которым они служат, должны вознаграждать от своей собственности. И делать они должны, не ставя в укор этого.[50]

Проф. А.П. Лопухин.

Иудеи имели обычай кормить своих учителей, но не таков был обычай язычников. Дух нестяжания Господь заповедал ученикам постоянно? Временно? Услышав слова Благовестия, народ должен сам откликнуться и принести награду, как уточняет апостол Лука[51].

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей (1 Тим. 5:17,18).

Свт. Феофан Затворник.

Выполняя больший труд, важнейший, достоин большего почёта, большего обеспечения. Святой Златоуст говорит: «Апостол хочет, чтобы таких почитали больше, нежели всех других, и приводит причину: они, говорит, подъемлют великий труд. И справедливо»[52].

Проф. А.П. Лопухин.

Почёта заслуживают предстоятели, но особого почёта заслуживают проповедники и учителя веры. Почтение должно выражаться в награде[53].

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (2 Тим. 2:6).

Свт. Феофан Затворник.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пример воина и ратоборца относится и к подчинённым (пасомым), а пример земледельца—к учителю (пастырю), который должен быть не воином только и ратоборцем, но и земледельцем. Земледелец не о себе самом заботится, но о плодах земли и в плодах её получает немалое воздаяние за труды свои. — Как земледелец трудится не без пользы, но сам прежде других наслаждается плодами трудов своих; так следует и учителю»[54]. Потому воодушевись, сей труд немалый, но ненапрасный. Ибо увидишь плоды  и вкусишь от них.

Проф. А.П. Лопухин.

Усердна работа, тяжек труд проповедника, он будет награждён тем, что первый вкусит плоды от этой победы. Тем более будет награда небесная[55].

  • Ветхий завет.

Не заграждай рта волу, когда он молотит (Втор.25:4).

Проф. А.П. Лопухин.

Апостол Павел раскрывает этот отрывок в высшем смысле. «Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю, и с трудом обмолачивает снопы»[56].

1.3       Выводы

1.3.1    Внешние факторы.

1.3.1.1           Общество.

Священное Писание не знает такого понятия, как «разделение труда». Но напоминает нам о справедливости в обществе, особо к сирым и убогим. О том, что центральным авторитетом для общества должен быть Бог, о Христоцентричности жизни человека. Не укради, тем более того, что причитается ближнему твоему.

1.3.1.2           Право собственности.

Для чего человек чем-либо владеет, если он уповает он не Бога? Владеющий и управляющий большой собственностью подобен управляющему большой семьёй, управлять нужно рационально и рачительно. Как мы можем называться христианами, когда вокруг нас так много обездоленных? Как мы можем чем-то владеть, когда христиане, подобно древнему Израилю, — пришельцы на этой земле. Даже в древнем Израиле юбилейный год уравнивал раба чужеземца с народом Божиим, в отношении собственности. Чрезмерная собственность только суета, наслаждаться нужно честным трудом.

1.3.1.3           Физический труд.

Не живи в праздности, а работай. Как ты можешь объедать других, не полагайся на благотворительность других по отношению к тебе, наоборот, ты старайся помочь другому. Большой город — место для зарождения греха, более всего беги праздности. Но не только труд физический, но обязательно труд духовный. Бог освящает праведный труд, но Он освящает и отдых.

1.3.1.4           Право рождения.

Все призваны к Богу в разное время и в разном звании. Потому страшнее физического рабства рабство этому суетному миру. Вся наша краткая жизнь — это тяготы, вот удел человека. Главное — не впадать в искушения.

1.3.1.5           Свобода и необходимость.

Свобода человека проявляется в первую очередь через свободу его души от греха. А потому так страны для человека плен страстей. А потому первая задача свобода внутренняя. А вопрос о свободе внешней человек для себя выбирает сам. Апостолы отрекались от себя и придавались воли Божией. Главным критерием твоей жизни должен быть закон нравственности.

1.3.2    Внутренние факторы.

1.3.2.1           Миросозерцание.

Промысел Божий о человеке, вот что утешает отчаявшегося и что должно быть напоминанием успешному. Уповай на Бога в трудах своих, и принимай все из рук Его. Потому должны мы жить достойно и благоразумно.

1.3.2.2           Сострадание.

Если в нас есть образ Божий, то тем более мы должны быть милостивы и милосердны.

1.3.2.3           Наслаждение от труда.

Апостолы в своих трудах имеют право на вознаграждение от своих трудов. Тем более не должны слышать они укор. Чем больше и почётней труд, тем более достойно вознаграждение. Плоды от дел наших должны служить утешением нашим.

 

[1] Свт. Феофан Затворник Толкование на 1-е послание к Тимофею. – URL: http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67833-tolkovanie-na-pervoe-poslanie-timofeyu/

[2] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.119-120

[3] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1904. Т.1: Пятокнижие Моисеево. — С.435

[4] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1904. Т.1: Пятокнижие Моисеево. — С.666

[5] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1909. Т.6: Прор. Иеремии, плачь Иеремии, Послание Иеремии, прор. Иезекииля и прор. Варуха. — С.72

[6] Феофан Затворник (Мысли на каждый день года по церковному чтению, неделя 12).

[7] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1912. Т.9: Евангелие от Марка, Луки и Иоанна. — С.66

[8] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник – 1911. Т.8: Евангелие от Матфея — С.315

[9] Свт. Феофан Затворник Толкование на 1-е послание к Тимофею. – URL: http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67833-tolkovanie-na-pervoe-poslanie-timofeyu/

[10] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.394

[11] Прав. Иоанн Кронштадтский Дневник. Том XVI. 1871—1872 гг. 3 января 1872 года. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-16-1871-1872-gg/13

[12] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.10: Деяния Св. Апостолов, Соборныя Послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Послание Ап. Павла к Римлянам. — С.23

[13] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1904. Т.1: Пятокнижие Моисеево. — С.493,495

[14] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1908. Т.5: Екклесиаста, песни песней, премудрости Соломона, Иисуса сына Сираха и пророка Исаии. — С.22

[15] Свт. Феофан Затворник Послание святого Апостола Павла к солунянам первое истолкованное святителем Феофаном. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-solunjanam/3_2

[16] Свт. Феофан Затворник Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-solunjanam/

[17] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.341

[18] Свт. Феофан Затворник Толкование первого послания апостола Павла коринфянам. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/

[19] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.34

[20] Свт. Феофан Затворник Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-efesjanam/

[21] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.261

[22] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1904. Т.1: Пятокнижие Моисеево. — С.341

[23] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1907. Т.4: Иова, Псалтирь и книга притчей соломоновых. — С.462

[24] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1907. Т.4: Иова, Псалтирь и книга притчей соломоновых. — С.386

[25] Свт. Феофан Затворник Толкование первого послания апостола Павла коринфянам. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/

[26] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.52-53

[27] Свт. Иоанн Златоуст Отрывки на (книгу) блаженного Иова. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/otryvky_iov(lacoons)

[28] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1907. Т.4: Иова, Псалтирь и книга притчей соломоновых. — С.34

[29] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1912. Т.9: Евангелие от Марка, Луки и Иоанна. — С.397

[30] Свт. Феофан Затворник Толкование первого послания апостола Павла коринфянам. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/

[31] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.43

[32] Свт. Феофан Затворник Толкование первого послания апостола Павла коринфянам. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/

[33] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.52-53

[34] Свт. Феофан Затворник Толкование первого послания апостола Павла коринфянам. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/

[35] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.65

[36] Свт. Феофан Затворник Толкование первого послания апостола Павла коринфянам. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/

[37] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.75

[38] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1904. Т.1: Пятокнижие Моисеево. — С.492

[39] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1907. Т.4: Иова, Псалтирь и книга притчей соломоновых. — С.73

[40] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1909. Т.6: Прор. Иеремии, плачь Иеремии, Послание Иеремии, прор. Иезекииля и прор. Варуха. — С.105

[41] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник – 1911. Т.8: Евангелие от Матфея — С.135

[42] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1912. Т.9: Евангелие от Марка, Луки и Иоанна. — С.205

[43] Свт. Феофан Затворник Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/

[44] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.10: Деяния Св. Апостолов, Соборныя Послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Послание Ап. Павла к Римлянам. — С.246

[45] Терещенко Т. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского: Даръ, 2007 — С.15

[46] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1904. Т.1: Пятокнижие Моисеево. — С.611

[47] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1905. Т.2: Иисуса Навина, Судей, Руф и царств. — С.546

[48] Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов. – Москва: Типо-литографія А. Токарева, 1894. – 770 c

[49] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.10: Деяния Св. Апостолов, Соборныя Послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Послание Ап. Павла к Римлянам. — С.152-153

[50] Басинский П. Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды: АСТ, 2014. – 576 c

[51] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник – 1911. Т.8: Евангелие от Матфея — С.199-200

[52] Свт. Феофан Затворник Толкование на 1-е послание к Тимофею. – URL: http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67833-tolkovanie-na-pervoe-poslanie-timofeyu/

[53] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.402

[54] Свт. Феофан Затворник Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею, истолкованное святителем Феофаном. – URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3023

[55] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1913. Т.11: Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова. — С.411

[56] Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./под ред. АП Лопухина — Петербург: Странник — 1909. Т.6: Прор. Иеремии, плачь Иеремии, Послание Иеремии, прор. Иезекииля и прор. Варуха. — С.646