Этика труда. Концепция.

1.1.1    Общество. Разделение труда.

Важным фактором, влияющим на принципы труда, является общество и его институты. Общество задаёт культуру труда, являясь фактором эксплуатации человека. Разделение труда поддерживает эксплуатацию человека. Мы видели эффективную экономику, основанную на рабском труде в Европе в середине XX века. Как христианство должно влиять на эти институты общества? Конкуренция — это зло или благо?

Экономика несвободна от нравственности, на организацию хозяйственной жизни оказывает влияние общественный строй[1]. Вот почему в этой дискуссии о роли труда хозяйственной деятельности в России приняли участие как бывшие марксисты, так и действующие, как профессиональные экономисты, так и философы, а так же люди далёкие от этих профессий, журналисты, профессора духовных академий и т.д.

Новая парадигма в экономической науке — новое отношение к труду. Труд — внешнее проявление сил и способностей человека. После отмены рабства в США и крепостного права в России труд уже не относится к хозяйственным благам[2].

Все общество — хозяйственный организм, чтобы решить проблемы трудовой теории, необходимо оторваться от проблемы индивидуума. Интересы текущего дня — вот источник современных решений этого вопроса (сильная абстракция является ошибочным решением)[3].

Трудовая деятельность должна объединять общество, если труд в ней свободен. Непонимание тягот труда и надежд трудящегося человека приводит к непониманию и конфликту в обществе.[4] Нам кажется нет этого общего важного мнения, мы его не можем сформулировать. Но со времени зарождения общества, нам кажется, будто бы люди заняты каждый своим делом, и каждый в нем имеет только своё мнение, но люди уже выработали своё общее мнение о благополучии и счастье[5]. Значит его мы можем сформулировать.

Современное общество, разделённое разделением труда, имеет два полюса: чрезмерно трудящихся с одной стороны, а с другой — чрезмерно имущих, и не знающих, чем себя занять[6].

Борьба с нуждой накладывает тёмный отпечаток на существование человека. Нужда в пище, одежде и в иных предметах первой необходимости становится целью жизни такого человека. Неспешная деятельность также приводит к разочарованию, что увеличивает количество страдания в мире.[7]

Потребность в пище, одежде, жилище, первичные потребности человека порождают экономическую жизнь. Экономическая жизнь порождает разделение труда. Человек своим трудом помогает другим, но с условием личного вознаграждения, за эти лишние ценности и создаются блага для общества.[8]

Александр Билимович в лице Павла Струве критиковал бывших марксистов за то, что они обоснованно вводят в научный оборот понятие из социальной теории, такие категории как неравенство, господство, подчинение. Социальные категории, как считает Струве, по сути — неравенство. Это сужает рассмотрение проблемы социальных отношений в обществе к одному: к неравенству в обществе. Что неприемлемо и не только в экономической науке.[9]

1.1.2    Право собственности.

Мы специально ушли от темы богатства при рассмотрении термина «право собственности». При рассмотрении понятий бедности и богатства, неравенства и социальной ответственности выявляется непреодолимое противоречие в виде права на плоды труда. Права на землю. Может ли земля принадлежать кому-то, или она дана Богом всем? Эти вопросы как ответы на них, могут быть даны только в узко конфессиональной принадлежности человека. Если общество построено на принципе не антропоцентризма, а на принципе теоцентризма, то ответ положителен. А в светском обществе, мы можем только стремиться к этому. А потому так  важен проблема преодоления неравенста.

Попытки бывших марксистов свести социальные категории только к неравенству также являются сужением социальных проблем в обществе[10].

Закон освящает частную собственность, закон освящает договор, закон освящает кредитную деятельность, но под этой пеленой закона маленький круг наживает миллионы от эксплуатации, процентов и т.д. Да, это не грабёж и насилие древних времён… Идеал и действительность законов, закон и лицемерие — вот что вызывает гнев и отторгает идею мира.[11]

Причины бедности, как и причины богатства, могут лежать за пределами внутреннего мира человека. «Причины бедности со всеми её страданиями и последствиями, поглощая личную вину человека, коренятся в общественно-экономическом строе» [12]. Можно повторить, бедность есть преступление не личное, а общественное.

1.1.3    Право рождения. Жизнь и смерть. Воспитание и образование.

Человек рождается и за него сделан выбор. Судьба его во многом определяется тем, где он рождается, где воспитывается. Но сможет ли он изменить себя, или он стремится вырваться из нищеты только для того, чтобы не работать? Воспитывая детей эгоистами, мы прививаем им ту ложь общества, в которой живём сами. Воспитание — вот попытка изменить не себя, но следующее поколение.

Мы уже приводили слова Павла Мокиевского о том, что общество разделено на бедных и богатых уже с рождения[13].

Профессор Михаил Тареев вторит ему: причина богатства человека, или его нищеты, находится вне человека, вина за это лежит на обществе: «причины бедности со всеми её страданиями и последствиями, поглощая личную вину человека, коренятся в общественно-экономическом строе» [14].

Моральное развитие общества зависит от правосознания отдельного человека. Экономическое «недомогание» или процветание общества напрямую зависит от миллионов субъектов хозяйственной деятельности, а значит, от развития и воспитания их правового сознания зависит и социальная, и экономическая жизнь общества.[15]

Смерть довлеет над человеком, над его поступками. Все стремления человека перечёркивает смерть. Вениамин Хвостов считает, что трагизм быстротечности существования человека в том, что как только его труд начинает приносить плоды, смерть обрывает человеческую деятельность. Бессмысленная жизнь, бессмысленная смерть. Человек совмещает ограниченность, и безграничность, так как страх смерти зачёркивает все высокие идеалы и стремления человека.[16]

Николай Фёдоров определяет основную задачу человечества: победить смерть. Для этого нужно осознать, что труд одного человека ничего не сможет изменить, но для осмысленной трудовой деятельности всего человечества — это исполнимая цель. Под угрозой смерти труд не может приносить удовлетворения. Труд, имеющий целью победить смерть, дарит радость.[17]

1.1.4    Насилие. Свобода и необходимость.

Внешняя свобода и творчество: может ли личность развиваться и творить, если есть насилие над ней извне? Мы должны стремиться к гражданскому обществу, к справедливому всеобщему законодательному праву. Спор В.С. Соловьёва и Л.Н. Толстого о государстве. Христианское общество и христианское государство — несбыточная мечта. Насилие над человеком может проявляться через труд.

Трудовая деятельность имеет пределы, в которых она приятна, и пределы, где она приносит страдания из-за чрезмерности, так и от недостачи её.[18]

Подневольный труд имеет отрицательное достоинство невменяемости. Добровольный же труд несёт ответственность перед другими, полезность для них. Такой труд свят.[19]

Подневольный труд — бедствие для человечества, именно он приводит к смирению перед непреодолимым злом этого мира.[20]

Также источник страданий, таких, как нищета, коренится в социальном строе, пишет профессор Тареев. Но с религиозно-этической точки зрения смена строя с капиталистического на социалистический принесёт отрицательные результаты. Решение социальных проблем путём правильной организации хозяйства принципиально поддерживается христианством. Мы признаем право на свою философию, которая вернёт её на твёрдую почву земли, взлетевшую ввысь, а также и крах этой философии, строящейся на рациональных началах.[21]

Мы не можем избавиться от моральных и физических страданий. Жизнь наша — борьба с препятствиями. Но мы можем ограничивать наши бесконечные хотения, потребности и стремления.[22]

Источник победы над стихиями мира, социальными противоречиями — наш труд, объединённый в общее дело. Смерть грозит и верующему, и неверующему. А общее дело решит проблему социального неравенства. Знание о свободе принесло семена зла. Через правящие классы, вошли в жизнь народа раздор, вражда. Эта свобода принесла и свободу не исповедовать никакую религию. Свободу на бесцельное и безнравственное существование. Свобода от брачного права, от семьи, от государства, превращает одинокого человека в раба страхов, желаний и страстей.[23]

Свободный труд и христианство — вот что способствует раскрытию личности человека «деятельным трудом добровольного увеличения обязанностей личности к целому»[24]. Упорный труд, а «не-неделание» — вот что позволит преодолеть зло мира, считает Владимир Кожевников.

Мир полон зла и насилия, но человек, несмотря на свои страхи, действует, несёт ответственность за свои поступки как нравственные, так и юридические. Вот проявление настоящей свободы человека.[25]

Принуждение в обществе ведёт к понижению активности, что уменьшает не только самодеятельность, но и индивидуальность. А подавление индивидуальности ведёт к деградации.[26]

История показывает: если в государстве есть рабский труд, то свободные земледельцы под угрозой вымирания: или свободный труд на земле, или рабство. Кустарь и фабрика не могут существовать вместе. Кустарь проиграет. Или экономическая свобода, или интеграция. Вместе эти два процесса могут быть не очень долгий промежуток времени.[27]

1.1.5    Урбанизация.

Город и деревня. Особо остро стоит проблема не только в нашем отечестве, проблема имеет общий характер, которая окрашивается в зависимости от развития общества, и его местоположения. В этом плане взгляд на наше будущее графа Л.Н. Толстого во многом был провидческим. Резкое снижение сельского населения. Стремительный рост городов. Проблема относиться к экологической этике, но и затрагивает нашу тему.

Цивилизация без христианства неспособна создать нравственную основу бытия, тем более, что последняя отвергается современной цивилизацией[28], построенной на погоне за прибылью. В основе — разделённый труд, знание и умение. Впервые человеческий труд создал больше, чем он сам потребил, нет необходимости в иге нищеты, чтобы меньшинство смогло удовлетворить свои потребности. Сможет ли человек изменить свою цивилизацию или создать новое рациональное общество, покажет будущее[29].

Можно добавить идеалистический взгляд, что переселение в город измельчило характеры, стали пропадать великие пороки, но нет и крупных добродетелей, что в эпоху гласности явно было видно. Три четверти населения столицы – крестьяне, эта «чистая кровь» притекает в город, насыщает его кислородом и «грязной жижей» возвращается назад, принося пороки и болезни большего города.[30]

1.1.6    Физический труд. Грех.

Труд — это проклятие или Божественный дар, печать Образа Отца в делах его творения? Можно ли противопоставить физический труд иной деятельности человека? Или в первую очередь мирская аскеза, борьба с грехом — вот выход для человека? Тогда любой труд важен.

Труд может объединить людей. И даже чрезмерный физический труд, если человек рационально организовал свою жизнь, не может омрачить её. Но постоянная нужда в пище, одежде, иных предметах первой необходимости, превращается в цель жизни. Это приводит к разочарованию, увеличивает количество страданий в мире. [31]

Можно сказать, что античная культура не создала образ героя физического труда, подорвала свою основу из-за неуважения к физическому труду[32].

Но, как показывают исследования фольклора, более 50 % текстов оценивают стремление к богатству как негативное чувство, и так же низко оценивают любой труд.[33]

Обычный физический труд, которым человек зарабатывает на честный кусок хлеба, оттеняет пороки нашего времени, грабежи, насилие, войны. И тем самым порок виден резче и громче. Такой физический труд помогает человеку осознать правильный нравственный путь, ведь ты не только питаешься сам, ты накормил и другого. Даже «женский вопрос» решается положительно: трудности материнства и «хранительницы очага». [34]

Николай Фёдоров не видел в любой трудовой деятельности пользы для спасения[35].

В. Кожевников соглашается с ним: в течение тысячелетий человек трудится, однако счастья не становится больше, а горя не становится меньше[36].

Призыв к имущим мира сего о помощи бедным лучше, чем призыв к физическому труду и воздержанию? Нет, распределения ценностей тщетны, когда общий уровень нравственности низок, общество пропитано хищническим духом насилия[37].

1.1.7    Признак полезности.

Внешний фактор полезности труда человека. Л.Н. Толстой идёт к понятию греха через внутренний мир, покаяние. Цели труда лишь разделяют людей, эгоизм, личный интерес выше общественного. Именно этот признак полезности из внешнего переводит нас во внутренний мир человека, здесь мы могли бы перейти уже во внутренний мир человека, но тема внешних факторов не раскрыта полностью, а потому не следуем за мыслью Л.Н. Толстого.

Человек направляет развитие общества в интересах личных и общественного самосохранения. Изучая общественную жизнь, мы видим взаимодействие и противоположение факторов личностных и культурных[38].

Полезной может считаться только та деятельность, которая объединяет людей, спасает их от отчуждённости, соединяет их с миром. Эта деятельность придаёт смысл нашей жизни. Три вида деятельности способствуют принесению пользы для общества: научная, практическая и эстетическая. Все остальные виды деятельности не могут принести рациональной пользы обществу. Даже та деятельность, которая не имеет своим прямым объектом человека, оказывает влияние на общество, не говоря уже о религиозной или какой-либо иной гуманитарной деятельности.

Цель любой трудовой деятельности — принести пользу, но если средство превращается в цель, то оно может нести огромное разрушение. Полезность неуловима. Она затемняется успехом от общего дела, приятного напряжения общих усилий[39].

Общественная деятельность может быть нравственным долгом, но не социальной обязанностью. Здесь руководит человеком совесть и нравственный выбор. Реализация личного призвания помогает человеку приносить пользу обществу.[40]

При наличии всеобщего отеческого дела злоупотреблений в труде не может быть. При этом труд поможет освободиться от голода, язв и смерти. И стремление к восьмичасовому трудовому дню ради шестнадцатичасовой праздности окажутся пустой забавой.[41]

Выбирая себе профессию, молодой человек в первую очередь ставит вопрос, а сможет ли она прокормить его? Не безнравственна ли она, согласуется ли с интересами большинства, способствует ли умственному развитию и т.д. Расчётливый эгоизм сможет ли согласоваться с общим благом, если извне не подскажут ему.[42] Именно это фактор полезности труда, раскрывает для нас тему призвания, выбора профессии. Эта одна из целей будущих исследований.

1.1.8    Религия.

Весь XIX в., несмотря на атеистическую агитацию и нигилизм высшего общества, интеллектуальный труд мотивируется религиозными чувствами, при этом неприязнь к физическому труду была феноменом культуры образованного общества.[43]

«— Когда ты начинаешь говорить о физическом труде, то это выходит глупо и пошло! — сказал отец с раздражением. — Пойми ты, тупой человек, пойми, безмозглая голова, что у тебя, кроме грубой физической силы, есть еще дух Божий, святой огонь, который в высочайшей степени отличает тебя от осла или от гада и приближает к божеству! Этот огонь добывался тысячи лет лучшими из людей. Твой прадед Полознев, генерал, сражался при Бородине, дед твой был поэт, оратор и предводитель дворянства, дядя — педагог, наконец, я, твой отец, — архитектор! Все Полозневы хранили святой огонь для того, чтобы ты погасил его!» [44].

Религия, имеющая влияние на народ, должна принимать живое участие в решении социальных проблем[45].

Социальные проблемы стоят остро, они приобрели универсальный характер. А воздействие религии ослабло. Человек ярче и активней сопереживает чужому горю, но при этом вера в загробную жизнь ослабла. Он хочет «земного рая».[46]

Современное веяние времени, неспособность нравственной проповеди  разрешить социальные проблемы. Как бы забывая пламенные речи пророков и святых отцов о проблемах социальной жизни. Невозможна религиозная проповедь о бережливости, нравственности, разумности на фоне вопиющей нищеты. Вначале мы должны предложить большую заработную плату, укрепляя в человеке уверенность в завтрашнем дне, крове над головой. Эта будет той доброй почвой, на которую можно сеять нравственные семена, надеясь получить плоды. Забыта смягчающая углы, ослабляющая контрасты социальной несправедливости роль Церкви в Средние века[47].

1.2       Внутренние факторы.

1.2.1    Образ Божий. Миросозерцание.

Для экономических задач нужен человек, но сводить человека к экономическим задачам безнравственно. Как противостоять внешним факторам, где найти опору. Опора для человека — вера Христова. Человек — образ Божий, и труд есть проявление тайны Святой Троицы вовне.

В каких природных чувствах человека найти критерий, отчётливый идеал нравственного поведения. К чему человек стремится: к личному счастью, духовному совершенствованию или самозабвенной работе на благо мира. А если так, то личное надо отбросить.[48]

Для человека, имеющего дарования, доступно более широкое служение, но для обычного человека морализирующее влияние есть великое общественное служение[49]. Эти мелкие люди делают крупное дело: они — незаметные полипы, создающие незыблемые твердыни морального прогресса.[50]

Труд, дарованный Богом при создании человека, был радостен. Но лишь человеческое легкомыслие привело человека к смерти. Не будь этого, труд объединял бы людей, управлял стихиями мира.[51]

1.2.2    Внутренние мотивы. Сострадание.

Труд физический способствует покаянию. Что довлеет в человеке (внутренний мир или материальный), тому он и служит. Чтобы любить людей, нельзя их мучить, то есть жить чужим трудом.

Проблема целостности души человека. Очень сложно не переходить в психологию.

Дилемма сострадания другому, стремления к счастью другого. Это безусловный долг или собственная выгода? Если это противоположно моему счастью, должен ли я это делать? Как быть с теми, кто по какой-либо причине не хочет служить чужому счастью?[52]

1.2.3    Внутренние мотивы. Наслаждение от труда.

Нравственная деятельность человека отражается на всех сферах его жизни, где содействует, где противодействует. Она противодействует принудительному согласованию и несогласованной самодеятельности. Она способствует самостоятельному развитию политической, экономической и умственной деятельности человека. Эта нравственная деятельность согласует равновесие между индивидуальным и культурным развитием.[53]

Мотивы человека важны. Но человек не хочет жить мотивами, труд должен приносить радость. Нужно также преодолеть порочную страсть к излишествам. Кроме того, человеку необходима и радость отдыха.

Труд — единственный смысл жизни, труд — единственный закон жизни, общее дело органической жизни, не зависящей от воли отдельного человека. И надо быть если не счастливым, так хоть удовлетворённым от этого. Иначе труд превращается в привычку, становится подобным каторжному. Труд не должен быть обманом, а трудовая деятельность — фикцией.[54]

Полезность неуловима. Она затемняет успехом от общего дела, от приятного напряжения общих усилий.[55]

Добродетель, выражающаяся в правилах, общих для всех и каждого, составляют лишь прописную истину. Живёт, действует и правит миром только личная мораль.[56]

Только та деятельность может считаться полезной, которая объединяет людей, так или иначе влияет на них. Спасает их от отчуждённости, соединяет с миром. Эта деятельность придаёт смысл нашей жизни.[57]

Человек этически развитый стремится в своей деятельности к общественному благу, но карьеристы и честолюбцы могут делать то же. Настоящая общественная деятельность возможна только при наличии чистых мотивов. Разделение нравственной и общественной деятельности подобно разделению частной и общественной жизни.[58]

Ставя себе цель в жизни, человек сам выбирает призвание[59].

Общественная деятельность может быть нравственным долгом, но не как социальной обязанностью. Здесь руководит человеком совесть и нравственный выбор. Личное призвание — вот ответ, как человеку приносить пользу обществу. Ошибка в определении призвания приносит больше вреда чем карьеризм[60].

Для человека, имеющего дарования, доступно более широкое служение, но для обычного человека морализирующее влияние есть великое общественное служение.[61]

Организация народного хозяйства — условная гармонизация земных интересов, но не более того. Это не сможет дать решение острых этико-религиозных вопросов.[62]

[1] Кропоткин П. А. Справедливость и нравственность.

[2] Билимович А. Д. К вопросу о расценке хозяйственных благ.

[3] Железнов В. Я. Главные направления в разработке теории заработной платы.

[4] Мокиевский П. В. Ценность жизни.

[5] Ярош К. Н. Вопросы современной морали.

[6] Мокиевский П. В. Ценность жизни.

[7] Там же.

[8] Кареев Н. И. Мысли о сущности общественной деятельности.

[9] Билимович А. Д. Социальная теория распределения.

[10] Там же.

[11] Тареев М. М. Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство).

[12] Там же.

[13] Мокиевский П. В. Ценность жизни.

[14] Тареев М. М. Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство).

[15] Петражицкий Л. И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях.

[16] Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства: Критика пессимизма и оптимизма.

[17] Петерсон Н. П. Н.Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени.

[18] Мокиевский П. В. Ценность жизни.

[19] Кожевников В. А. Бесцельный труд, «неделание» или дело?: Разбор взглядов Эмиля Золя, Александра Дюма и графа Л.Н. Толстого на труд.

[20] Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства: Критика пессимизма и оптимизма.

[21] Тареев М. М. Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство).

[22] Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства: Критика пессимизма и оптимизма.

[23] Петерсон Н. П. Н.Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени.

[24] Кожевников В. А. Бесцельный труд, «неделание» или дело?: Разбор взглядов Эмиля Золя, Александра Дюма и графа Л.Н. Толстого на труд.

[25] Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства: Критика пессимизма и оптимизма.

[26] Южаков С.Н. Социологические этюды.

[27] Там же.

[28] Зеньковский В. В., Медведева Р. К., Жуков В. Н.,Маслин М. А. Русские мыслители и Европа.

[29] Кропоткин П. А. Этика. Т. 1. Происхождение и развитие нравственности.

[30] Меньшиков М. О. Думы о счастье: Общество. — Народ. — Природа. — Труд. — Цивилизация. — Прогресс. — Бог.

[31] Мокиевский П. В. Ценность жизни.

[32] Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства: Критика пессимизма и оптимизма.

[33] Жижко Е.В. Трудовая этика в сибирском фольклоре.

[34] Ярош К. Н. Вопросы современной морали.

[35] Петерсон Н. П. Н.Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени.

[36] Кожевников В. А. Бесцельный труд, «неделание» или дело?

[37] Ярош К. Н. Вопросы современной морали.

[38] Южаков С.Н. Социологические этюды.

[39] Мокиевский П. В. Ценность жизни.

[40] Кареев Н. И. Мысли о сущности общественной деятельности.

[41] Петерсон Н. П. Н.Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени.

[42] Там же.

[43] Смахтина М. В. Трудовая этика российского поместного дворянства в XIX веке: представления об интеллектуальном и физическом труде (по литературным произведениям и мемуаристике).

[44] Чехов А.П. Моя жизнь: Рассказ провинциала.

[45] Тареев М. М. Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство).

[46] Там же.

[47] Там же.

[48] Грот Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности.

[49] Ярош К. Н. Вопросы современной морали.

[50] Там же.

[51] Петерсон Н. П. Н.Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени.

[52] Грот Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности.

[53] Южаков С.Н. Социологические этюды.

[54] Кожевников В. А. Бесцельный труд, «неделание» или дело?: Разбор взглядов Эмиля Золя, Александра Дюма и графа Л.Н. Толстого на труд.

[55] Мокиевский П. В. Ценность жизни.

[56] Ярош К. Н. Вопросы современной морали.

[57] Мокиевский П. В. Ценность жизни.

[58] Кареев Н. И. Мысли о сущности общественной деятельности.

[59] Там же.

[60] Там же.

[61] Ярош К. Н. Вопросы современной морали.

[62] Тареев М. М. Из истории этики. Социализм (нравственность и хозяйство).